Неделя безопасности пациента и популяризации центров здоровья
- Опубликовано: 11.09.2025, 11:12
Неделя безопасности пациента и популяризации центров здоровья
Неделя безопасности пациента проводится в честь Всемирного дня безопасности пациентов, который по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается ежегодно 17 сентября с 2019 года.
Старейший принцип медицинской этики звучит – «Не навреди!». Целью праздника является повышение осведомленности населения и укрепление сотрудничества между пациентами и медицинскими работниками в интересах повышения безопасности получения медицинской помощи.
Мероприятия в части максимально обезопасить пациентов от побочных эффектов и нежелательных реакций организма оказание медицинской помощи начиная с производства лекарственных препаратов, выполнения врачебных назначений и процедур, проведения лечебно-диагностических манипуляций, аппаратной диагностики, операций, восстановительной терапии и многих других медицинских услуг строго регламентировано государством путем издания соответствующих нормативно-правовых актов и строгого выполнения их медицинскими работниками. Но все эти усилия будут тщетны, если со стороны самих пациентов не будет соответствующей заинтересованности и участия в сохранении своего здоровья. Еще древние врачи говорили, что если у постели больного с болезнью будут бороться не только врач, но и сам пациент – шансы на выздоровление многократно увеличиваются.
Основные факторы, приводящие к населению вреда, связаны в основном с самим пациентом и это в первую очередь: низкая грамотность в вопросах здоровья; недостаточное взаимодействие с медицинским персоналом; несоблюдение режима лечения и данных рекомендаций.
Как повысить свою безопасность на приеме в поликлинике?
- запишите вопросы, которые хотите задать врачу;
- соберите информацию о хронических заболеваниях ваших родственников;
- проинформируйте врача о перенесенных ранее заболеваниях, операциях, принимаемых лекарственных препаратах;
- уточните каким образом будут выполняться исследования и как к ним правильно подготовиться;
- спросите - когда ориентировочно будут готовы результаты обследования;
- перед выпиской лекарственного препарата сообщите информацию о беременности, кормлении грудью, наличии лекарственной или пищевой аллергии, курении, чрезмерном употреблении алкоголя;
- уточните необходимость и дату следующего посещения;
- попросите информационные памятки, брошюры, листовки для более полной информации о заболевании.
Как повысить свою безопасность при госпитализации?
- сообщите врачу точную и полную информацию о своем состоянии, перенесенных заболеваниях, принимаемых лекарственных препаратах, наличии лекарственной и пищевой аллергии;
- уточните подробности плана вашего лечения;
- строго соблюдайте все рекомендации;
- соблюдайте правила гигиены в отделении и выполняйте требования проводимых противоэпидемических мероприятий;
- при выписке обсудите с лечащим врачом дальнейший план лечения и реабилитации.
Как безопасно принимать лекарственные препараты?
- когда врач выписывает вам рецепт на лекарственный препарат, попросите озвучить его название и дозировку;
- попросите уточнить информацию о возможных побочных эффектах при приеме лекарственного препарата;
- уточните способ приема лекарственного препарата;
- при получении лекарственного препарата в аптеке, уточните, соответствует ли оно указанному в выписанном рецепте;
- при появлении побочных эффектов при приеме лекарственного препарата проинформируйте об этом своего лечащего врача.
Для популяризации принципов здорового образа жизни и проведения углубленного консультирования по вопросам здоровья были созданы Центры здоровья, которые призваны играть важную роль в формировании здорового образа жизни населения, формировании культуры здоровья его престижности и в конечном счете повышении качества жизни и увеличения её продолжительности.
Основными функциями центров здоровья являются:
- информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;
- оценка функциональных и адаптивных резервов организма;
- дача прогноза дальнейшего состояния здоровья;
- формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью;
- формирование у населения ответственного отношения за здоровье детей и своих близких;
- обучение населения эффективным методам профилактики заболеваний;
- мотивированная пропаганда отказа от вредных привычек с конкретной помощью отказа от табакокурения;
- консультирование по укреплению здоровья путем дачи рекомендаций по рациональному питанию, увеличению двигательной активности, сокращению потребления соли, оптимальному режиму труда и отдыха;
- проведение индивидуальных и массовых мероприятий по популяризации здорового образа жизни.
В идеале каждый взрослый человек, начиная с подросткового возраста должен не реже одного раза в один-два года посещать центр здоровья для сверки своих биологических часов и их коррекции.
В цент здоровья для получения бесплатных медицинских услуг профилактической направленности могут обратиться:
- граждане самостоятельно для проведения комплексного обследования;
- по направлению врача или фельдшера амбулаторно-поликлинической сети;
- граждане, прошедшие диспансеризацию или профилактический медицинский осмотр, отнесенные по состоянию здоровья к первой или второй группе здоровья;
- дети (15-17 лет) самостоятельно или дети в возрасте до 15 лет по решению родителей;
- организованные группы работников промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также служащие других учреждений. Для каждого гражданина, посетившего Центр здоровья по результатам обследования, составляется индивидуальная программа формирования здорового образа жизни с оценкой факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма.
Отделение медицинской профилактики ГБУЗ «Тбилисская ЦРБ» МЗ КК